Накануне депутаты Сената парламента Казахстана на пленарном заседании в начале октября текущего, 2023 года, ратифицировали соглашение о создании Тюркского инвестиционного фонда, который будет способствовать экономическому развитию стран, входящих в Организацию тюркских государств (ОТГ). Фонд с уставным капиталом в 500 млн. долларов создан на принципах равных капиталовложений и равного права голоса для всех его участников — 5 государств-членов (ОТГ) Казахстана, Азербайджана, Турции, Кыргызстана и Узбекистана. При этом уставной капитал фонда формируется из оплаченных и привлекаемых акций, подлежащих обращению и разделен на 10 тыс. акций номинальной стоимостью 50 тыс. долларов каждая, а его доли также будут распределены поровну между государствами-членами. Общая номинальная стоимость акций составляет 350 млн. долларов, из которых на долю членов (ОТГ) приходится по 70 млн. долларов, а еще 150 млн долларов являются привлекаемыми. Фонд имеет статус международной финансовой организации, а президента фонда будет назначать совет управляющих на ротационной основе сроком на четыре года без продления и повторного назначения.
Напомним, что само соглашение о создании такого фонда было подписано в рамках чрезвычайного саммита глав государств-членов Организации тюркских государств (ОТГ) еще в марте 2023 года, а идея его создания принадлежит президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану и, по его задумке, капитал фонда должен стать ключевым инструментом в финансировании крупных проектов в странах (ОТГ) на льготных условиях, в свете растущего спроса на долгосрочные финансовые инструменты в Центральной Азии и нежелания властей ряда стран центральноазиатского региона зависеть от инвестиций Китая. Ожидается, что реализация таких проектов укрепит экономические связи и создаст условия для роста экономического сотрудничества между членами (ОТГ) и вполне вероятно, что Тюркскому инвестиционному фонду удастся потеснить в Центральной Азии другие крупные мировые институты развития, такие как Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Евразийский банк развития (ЕАБР).
Впрочем, очевидно, что основной задачей нового финансового института станет не только стимулирование притока частных инвестиций и расширение внутрирегиональной торговли, а также поддержка экономической активности стран Центральной Азии, но и их более глубокая интеграция с Турцией. Как известно, на протяжении последних тридцати лет Турция активно продвигает в странах Центральной Азии идеи пантюркизма и тяготеет к идее «Великого Турана», что подразумевает интеграцию всего тюркского пространства. Так, например, в Центральной Азии активно работает институт им. Юнуса Эмре, сеть образовательных школ «Хизмет», Союз муниципалитетов тюркского мира, Фонд сотрудничества, братства и дружбы тюркских государств и сообществ, Международный фонд тюркской культуры и наследия, и ряд других организаций, прямо или косвенно оказывающих идеологическое влияние на регион, а в рамках (ОТГ) еще до создания Тюркского инвестиционного фонда началась разработка сразу 40 совместных проектов и программ с участием Турции, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Кыргызстана. Тюркский инвестиционный фонд и развитие проектов под его эгидой можно расценивать как проект, направленный на укрепление связей между странами тюркского мира, который призван ослабить давление официальных Москвы и Пекина; косвенно эту информацию подтверждает и позиция Эрдогана, который пару недель назад заявил о том, что тюркский мир переживает новое возрождение с сильной традицией государственности. При этом особую роль в (ОТГ) и, как следствие, в Тюркском инвестиционном фонде кроме самой Турции, очевидно, будет играть именно Казахстан, в силу выгодного геостратегического расположения между Россией и Китаем.