«Есть ложь, большая ложь и статистика» (с). Отметим, что девальвация в уровнях зарплат не учтена.
По данным Комстата во втором квартале текущего года среднемесячная заработная плата по экономике составила 212 тыс. тенге, что на 13,7% больше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом, в разрезе отраслей наибольший уровень оплаты труда сохраняется в горнодобывающей промышленности (443 тыс. тенге) и финансовой деятельности (387 тыс. тенге), наименьший – в сельском хозяйстве (127 тыс. тенге). В региональном срезе также все остается без изменений: самые высокие зарплаты наблюдаются в Атырауской области (386 тыс. тенге), самые низкие – в СКО (159 тыс. тенге).
В свою очередь, нам более интересным показался индикатор реальной заработный платы (прирост номинальной заработной платы за минусом уровня инфляции), который хоть как-то указывает на негативное влияние пандемии COVID-19 на доходы от наемного труда в Казахстане.
Так, по оценке Комстата, индекс реальной заработной платы во втором квартале текущего года по отношению к соответствующему периоду прошлого года продемонстрировал рост на 6,5%, что стало минимальным показателем с начала 2019 года. Более того, по отношению к первому кварталу 2020 года реальные зарплаты в экономике выросли на 3,5%, и это самый низкий уровень роста индикатора во втором квартале за последние несколько лет. Так, даже в кризисном 2015 году во втором квартале (по отношению к первому кварталу) реальные зарплаты росли на 4,1%.
Отсюда следует, что в экономике Казахстана начинается нисходящий тренд в приросте реальных зарплат, который, вероятно, станет более существенным в третьем и четвертом квартале текущего года. Следствием этого станет большее падение потребительского спроса, которое вкупе с итогами локдаунов усилит давление на производственные и финансовые показатели предприятий. С другой стороны, замедление, а затем и падение реальных заработных плат сыграет роль фактора дезинфляции, способствующего более сдержанному росту цен в экономике.