Обращает на себя внимание факт публикации в британской и американской прессе информации о намерениях Казахстана внедрить новую систему таможенного отслеживания для борьбы со схемами серого и параллельного импорта, а также реэкспорта ряда товарных позиций в Россию, сделанная со ссылкой на источники в казахстанском кабмине. Публикация британской газеты Financial Times и американского интернет-издания Eurasianet, очевидно, преследует цель создать дополнительную напряженность в российско-казахстанских отношениях, так как в ней утверждается, что власти Казахстана таким образом смогут в режиме реального времени отслеживать всю цепочку перемещения товаров от границы к границе, не допуская обхода введенного в отношении России санкционного режима и передавая данные о попытках обхода санкционного режима властям США и Европы. В то время как в действительности данная мера вводится казахстанскими властями для борьбы с контрафактной продукцией и контрабандой на российско-казахстанской границе, а также с целью борьбы с сокращением налоговых потерь национального бюджета Казахстана. Более того, вводимая система контроля товарооборота между двумя странами существовала и ранее, как минимум с 2020 года, однако она действовала в пилотном режиме на добровольной основе.
Казахстанские власти неоднократно публично декларировали свое намерение соблюдать введенные санкции в отношении России, призванные изолировать российскую экономику в ответ на российско-украинский конфликт, из-за угрозы, которую могут принести так называемые «вторичные санкции» со стороны западных стран. Но, как утверждают в правительственных коридорах столицы, ни о какой простановке пропуска товаров через таможню страны в сторону России с апреля текущего года речи в настоящее время не идет.
Как известно, в прошлом году Россия действительно активно наращивала торговые отношения со многими странами постсоветского пространства, товары в Россию доставлялись через Армению, Кыргызстан, Казахстан и напрямую из Китая, и по некоторым категориям товарооборот с этими странами увеличился с нуля до тысячи единиц, но полностью остановить реэкспорт невозможно, так как данные страны являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и это означает, что товары, пересекающие их общие границы, не подлежат таможенному контролю. В этих условиях перед властями Казахстана стоит сложная задача — не спровоцировать конфликт политического характера с Россией, как с ключевым, многолетним и предсказуемым экономическим союзником, и в то же время не оказаться в международной изоляции, которой со стороны страниц другой британского газеты The Daily Telegraph уже угрожают Казахстану.
В ходе недавнего визита в Казахстан Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что американская сторона готова компенсировать странам-партнерам России убытки из-за санкций, однако размер такой компенсации составит лишь 25 млн. долларов, которые в качестве помощи могут быть распределены между всеми государствами Центральной Азии. Это ничтожная сумма, которая не способна оказать хоть сколько-нибудь значимый эффект на экономику стран региона. Более того, по итогам визита Блинкена стало очевидно, что в США не намерены инвестировать в Казахстан, не заинтересованы ни в каких крупных инвестиционных и инфраструктурных проектах или проектах в сфере энергетики, и все усилия американской стороны лежат лишь в политической плоскости — США не через «пряник», а через «кнут» хотят осложнить интенсивное сотрудничество стран Центральной Азии с Россией.