Image default

Стремительно отдаляющийся от России Казахстан связан с ней прочнее, чем ему хотелось бы — власти республики так и не смогли найти альтернативу прокачки нефти через РФ. Любые обходные варианты упираются в дороговизну и сроки. Ни то, ни другое РК пока позволить себе не может.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — путь, по которому страну покидает практически весь объем экспортной нефти Казахстана. Разговоры о поисках альтернативы в республике ведутся давно, но их интенсивность усилилась в прошлом году на фоне ужесточения антироссийских западных санкций из-за СВО и череды неприятностей, которые мешали прокачке нефти через КТК. В марте 2022 года шторм повредил причалы в порту Новороссийска, в июне там же акваторию расчищали от мин и бомб времен ВОВ, а еще через месяц отгрузка нефти была приостановлена из-за нарушений, выявленных Ространснадзором.

Все это усилило желание властей Казахстана диверсифицировать экспорт «черного золота», о чем заявил президент республики Касым-Жомарт Токаев. Среди вариантов альтернатив «российскому пути» звучат идеи развития Транскаспийского маршрута через порты Азербайджана и увеличения пропускной способности трубопроводов, ведущих к границе с Китаем. Параллельно увеличились объемы вывоза нефти по железной дороге в Финляндию и Баку, но этот рост составил не более 1% от общих объемов экспорта «черного золота» Казахстана. Все возможности вывоза нефти активно прорабатываются властями республики, однако перспектив реальной замены КТК фактически нет.

Транскаспийский путь, по мнению казахских нефтяников, невыгоден. Его использование и развитие периодически обсуждают на международном уровне уже пару десятков лет, но до сих пор это не привело к значимым подвижкам. Перевозка нефти морем требует колоссальных вложений (дноуглубительные работы в акватории Каспия, строительство танкеров), как и прокладка нефтепровода по дну Каспийского моря.

Китай имеет собственную нефтедобычу в тех регионах, которые граничат с Казахстаном, другие территории снабжаются по уже сложившимся и удобным каналам, да и вообще КНР вполне доволен закупками нефти из России, которая дает хорошие скидки. С дисконтом РФ республике соревноваться трудно.

Перспективным направлением экспорта для Казахстана мог бы быть Иран, который, несмотря на гигантские запасы нефти, испытывает потребность в закупках иностранных ресурсов для северной части страны (она отделена от богатой нефтяными месторождениями южной части горными цепями). Но и тут тупик — Иран обложен санкциями и до тех пор, пока ситуация не изменится, перспектив у Казахско-Иранского нефтяного направления практически нет.

Таким образом, несмотря на желание Токаева диверсифицировать экспорт, экономически выгодных альтернатив российскому транзиту нет. Однако, есть мнение, что, в угоду геополитическим амбициям президента РК, страна может поступиться финансовыми интересами в пользу интересов политических.

Может быть интересно:

Расследование о партнёре Булата Утемуратова

Айдан Токаев

Асель Тасмагамбетова и спасение эндемиков Каспийского моря

leetditor

Определены 3 лидера инфляции в Казахстане

Коррупция коммунального хозяйства Нур-Султана бьёт все рекорды — 1,8 млрд тенге

Айдан Токаев

Emerge Canada пала жертвой сексизма?

leetditor

Казахстан получил международный кредит на еду

Оставить комментарий