Image default

Каким может быть новый созыв мажилиса? Наша президентская гонка ожидаемо напоминает чемпионат по футболу, где сборная Бразилии должна играть с дворовыми командами, причем последние еще и очень вяло выходят на поле.

Так что зрители без особого энтузиазма поддерживают разговор, кто бы тут мог занять второе место и начинают активнее обсуждать перспективы следующего «чемпионата» — выборов в мажилис.

И вроде бы «скамейка запасных» накануне этого соревнования растет словно нос у завравшегося Пиноккио – к старым игрокам продолжают добавляться новые партии.

Однако публика скучает и здесь – потому что партии есть, но их как бы нет.

И старые, и новые политпроекты по мере развертывания президентской гонки начинают вести себя, как три обезьяны из японской символики, все больше придерживаясь принципа «не вижу, не слышу, не говорю».

Создается впечатление, что Ак орда пока складывает уже созданные или потенциальные политпроекты (которые могут возникнуть вокруг «оппозиционных» кандидатов в президенты) про запас, пока до конца не решив, какую же архитектуру будущего созыва мажилиса выбрать.

Тем не менее, идя по косвенным признакам можно предположить, в какую сторону эта архитектура может меняться.

1.На фоне президентской кампании активизировались контакты с Евросоюзом – не так давно Касым-Жомарт Токаев проводил переговоры с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, позже – с президентом Евросовета Шарлем Мишелем.

Регистрацию сразу двух женщин в качестве кандидатов в президенты тоже можно считать отсылкой к европейской повестке. Хотя Каракат Абден и Салтанат Турсынбекова как оппоненты (консервативная активистка против правозащитницы с опытом работы в правоохранительных органах) вполне органично смотрелись бы и в качестве кандидатов от республиканцев и демократов на каких-нибудь выборах в США.

Вроде бы, главные по разговорам о Европе у нас «Ак жол». Но лидера партии, который то роняет слезу после отставки многолетнего главы государства, то «резко прозревает», когда тот потерял влияние, вряд ли можно представить западным политикам в качестве примера «европейских ценностей».

Значит, чтобы напомнить про «Новый Казахстан» не только собственным избирателям, но и западным партнерам, нужно либо переформатирование «Ак жол», либо какой-то проект вместо него на новых выборах.

2.Отступление пандемии, рост цен на энергоносители, стабилизация обстановки по сравнению с январем 2022 года – именно тот фон, на котором обычно растут запросы условного «среднего класса» из крупных городов. В том числе, запросы на политическое представительство.

Конечно, кандидатами, которые будут считаться социальной близкими этой среде, можно «нафаршировать» и «Аманат».

Однако «партиям власти» эта социальная группа обычно не доверяет, как и старой парламентской оппозиции.

И здесь снова – либо дальнейшая «перезагрузка» этих старых партий.

Приход ЛГБТ-активиста Рахима Ошакбаева к «народникам», вероятно, именно на работу с этой аудиторией был рассчитан. Либо появление нового политпроекта.

3.Тема экологии в повестке усиливается, а вот с экологами в мажилисе явно не густо.

Целая «партия зеленых» в парламенте была бы также неплохим реверансом в стороны Европы, но вполне возможно просто включение таких деятелей в политпроекты с более широкой тематикой.

Так что, вполне возможно, все партии – от «новичков» до «аманатменов» станут на будущих выборах немного экологическими.

Симптоматично, что в недавно созданное движение «Наш дом — Казахстан» тоже включили ликвидаторов аварии в Чернобыле и пострадавших от испытаний на Семипалатинском полигоне.

И не будем забывать, что к парламентским выборам «скамейка запасных» может прирасти партийными проектами, созданными уже нынешними «оппозиционными» кандидатами на пост главы государства (в одиночку или объединившими усилия).

А молчание партий-новичков и вялая кампания многих кандидатов в президенты просто еще раз напоминает, что главная борьба для них идет не за голоса избирателей, а за аппаратную поддержку в кулуарах Ак орды.

Может быть интересно:

Татьяна Савостенок и Елена Михайлова в схематозе Межрегионгаз Технологии и ООО «МРГТ»: распил Газпрома

leetditor

Туркменистан во власти продовольственного кризиса

leetditor

Насколько оправданы шаги Нацбанка РК в денежно-кредитном регулировании?

Вакцина от COVID-19: насколько эффективна и кто будет продавать

Касым-Жомарт Токаев публично признал множество ошибок «предшественников»

leetditor

За первое полугодие 2020 в РК значительно подорожало мясо

Оставить комментарий