Image default

Средняя Азия окончательно выходит из сферы влияния России: Казахстан и Узбекистан отказались от идеи тройственного газового союза с Россией. Теперь любые вопросы о поставках газа переходят в политическую сферу.

Владимир Путин и Касым-Жомарт Тоакаев лично обсуждали создание такого союза, который мог бы поменять модель российского экспорта. Сейчас Россия, Казахстан и Узбекистан и так сотрудничают в сфере газа. В Узбекистане крупнейшими производителями газа являются российские компании «Лукойл» и «Газпром». Причем «Лукойл» продаёт газ узбекскому подразделению «Газпрома» для дальнейшего экспорта в Киргизию. А в Казахстане «Газпром» ежегодно закупает по 10 млрд куб. м. газа, чтобы он не попал в Китай и не создавал конкуренцию «Силе Сибири» и будущей «Силе Сибири 2». Новый союз подразумевал бы не просто покупку-продажу газа, но и своповые операции, транзит российского газа, расширение газотранспортных систем. Все это могло бы поменять модель экспорта российского газа.

Россия испытывает большие проблемы со сбытом газа: за январь-ноябрь 2022 года экспорт в страны дальнего зарубежья сократился на 45% до 95,2 млрд куб. м.

Касым-Жомарт Токаев давно и планомерно проводит антироссийскую политику, полностью придерживаясь рекомендаций США. И создание газового союза исключением не стало. Поэтому реакция Казахстана сюрпризов не преподнесла. Замминистра иностранных дел Казахстана Роман Василенко заявил, что союз пока ещё рано обсуждать, но в любом случае его страна не позволит использовать свою территория для обхода санкций. Это окончательный отказ.

Но и Узбекистан, который сейчас испытывает проблемы с газом, тоже выступил против такого союза. 8 декабря было объявлено о прекращении экспорта газа из Узбекистана: аномальные холода привели к сокращению добычи. Газа не хватает даже для выработки электроэнергии для внутреннего рынка, власти были вынуждены ввести веерные отключения электроэнергии. Даже это не сделало Шавката Мирзиёева более сговорчивым. Правительство Узбекистана увидело в создании союза политическое подчинение России в обмен на газ, то есть вероятность превратиться во вторую Беларусь.

Узбекистан в значительной степени зависит от РФ (компании из России являются крупнейшими инвесторами – накопленные инвестиции в Узбекистан достигли $10 млрд, мигранты ежегодно переводят в Узбекистан порядка $6 млрд – это 12% ВВП, по товарообороту Россия уступает только Китаю) и, отказываясь от газового союза, пытается усидеть на двух стульях одновременно. Но вряд ли получится это сделать так же успешно, как получается у Турции. Уровень влияния в мире совсем иного уровня. А вот Турция получает преимуществе в стремлении сбить цену на топливо для будущего газового хаба на 25%.

Может быть интересно:

Почему биткоин может дорожать вечно? И почему этому никогда не бывать

leetditor

Казахстан может увеличить экспорт пшеницы в Китай в 3,5 раза

interleet

На втором крупном нефтяном месторождении в Казахстане введен карантин

Эксперты предрекают тенге тяжёлое начало недели

Вместо Ержана Казанбаева уволили парочку шестерок

leetditor

Maxim Krippa and his hackers do the ugliest PR job ever

interleet

Оставить комментарий