Июнь ушел, и можно сказать, что аким южной столицы Бакытжан Сагинтаев прожил этот опасный для него месяц без потрясений. Почему опасный? Политолог Данияр Ашимбаев проанализировал сухие цифры — в каких месяцах чаще всего меняли акимов Алматы. Получилось, что июнь — самый излюбленный месяц Акорды для таких перестановок. Дословно:
«На днях коллега спросил: в какие месяцы чаще всего меняли мэров южной столицы и почему.
Давайте вспомним.
Владимир Романов — первый секретарь горкома — август 1989 г. (проиграл выборы в народные депутаты СССР и был отозван в распоряжение ЦК КПСС, откуда и прибыл в свое время в Алма-Ату).
Кадыр Байкенов — первый секретарь горкома и председатель горсовета — март 1991 г. (стал госсоветником).
Заманбек Нуркадилов — глава городской администрации — июнь 1994 г. (конфликт с премьером).
Шалбай Кулмаханов — аким — июнь 1997 г. (стал председателем ГКЧС).
Виктор Храпунов — аким — декабрь 2004 г. (стал акимом ВКО).
Имангали Тасмагамбетов — аким — апрель 2008 г. (стал акимом Астаны).
Ахметжан Есимов — аким — август 2015 г. (возглавил НК «Астана ЭКСПО-2017»).
Бауыржан Байбек — аким — июнь 2019 г. (вернулся на пост первого зампреда партии «Нур Отан»).
Итак, чаще всего руководители Алматы менялись в июне (43%), уходили по горизонтали (86%) и работали в среднем 4,5 года. Кстати, предшественник Романова — Георгий Шулико — тоже в июне (1987 г.) сменился.
С этой точки зрения нынешний аким Сагинтаев может проработать — по статистике — еще пару лет, но как-то хотелось бы этого избежать.
Стилистика его работы больно уж специфическая. Взять хотя бы случай с приватизацией музыкальных школ. После того, как разгорелся скандал, акимат заявил, что его заставило правительство. Последнее уточнило, что инициатива приватизации исходила от акимата. Акимат тут же уточнил, что решение о приватизации было принято правительством еще в 2018 г. Таким образом, аким Сагинтаев свалил ответственность на премьера Сагинтаева.
Новые правила застройки города аким решительно поставил себе в заслугу… Про реновацию аким рассказывает с точки зрения цифр: вот снесем старое жилье и вместо 6 тыс. квартир в ветхих домах будет 34 тыс. А о том, что игнорируются интересы жильцов этих самых якобы ветхих домов, да и горожан, у которых с каждым новым ЖК ухудшается экологическая обстановка, растет нагрузка на коммуникации и инфраструктуру, аким говорить явно не собирается. Зато он очень любит погоревать о том, что жадное правительство не может найти миллиард долларов на проект БРТ для Алматы…
Не говорит акимат и о том, что замечают практически все жители города. А именно о том, что нынешний аким явно завидует своему предшественнику и методично пытается уничтожить или заменить все, что было внедрено при Байбеке.
…Байбек имел видение стратегического развития Алматы. Тасмагамбетов немало сделал для центра города, Есимов — для окраин (особенно, для вновь присоединенных к городу территорий), а при Байбеке эта работа систематизирована и с учетом мнения горожан и специалистов направлена в четкое русло.
Не могу сказать, что Байбек был идеальным, но наличие диалога с горожанами сильно отличает его от Сагинтаева, характерной чертой которого является абсолютное неумение или нежелание нести ответственность за принимаемые решения (это, впрочем, ярко проявилось еще в период его премьерства)».
До конца июня остался день: может, еще повезет?»