Достаточно резонансным выглядит факт предъявления обвинения по статье о государственной измене лидеру оппозиционной парламентской фракции «Бүтүн Кыргызстан» Адахану Мадумарову в Кыргызстане. Само задержание Мадумарова в рамках возбужденного уголовного дела произошло накануне, когда политик вышел из дома с 13-летним сыном для прогулки, и в 100 метрах от собственного дома вместе с несовершеннолетним ребенком оппозиционного политика посадили в автобус и отвезли на допрос, после чего Первомайский районный суд Бишкека постановил водворить Мадумарова в СИЗО ГКНБ Кыргызстана и оставить под стражей до конца октября 2023 года.
По словам адвоката Мадумарова — Гуляны Убалиевой, обстоятельства, в связи с которыми лидеру оппозиционной парламентской фракции «Бүтүн Кыргызстан» вменяют государственную измену, касаются протокола, подписанного Мадумаровым в 2009 году, в тот период Мадумаров был секретарем Совета Безопасности Кыргызстана и подписал с таджикской стороной документ, согласно которому кыргызстанская сторона взяла в аренду на 49 лет у Таджикистана участок земли площадью около 5 га. Такого рода документ был на тот момент необходим, так как тогда два соседних государства приводили в соответствие внутригосударственные процедуры для подписания соглашения о запрете деятельности вдоль линии госграницы.
Само уголовное дело против Мадумарова было возбуждено в мае текущего 2023 года, а уже в июне Жогорку Кенеш Кыргызстана дал согласие на привлечение Мадумарова к уголовной ответственности. Впрочем, о том, что у кыргызстанских властей есть определенного рода претензии к Мадумарову, стало известно еще в начале 2022 года, когда президент Кыргызстана Садыр Жапаров дал интервью изданию «Вечерний Бишкек», где сообщил о том, что Мадумаров в 2009 году не имел права подписывать никаких документов, касающихся территориальной целостности Кыргызстана, тем более, что позднее именно из-за подписанных Мадумаровым документов между властями Кыргызстана и Таджикистана возникли существенные разногласия в вопросе демаркации общих границ.
Примечательно, что в действительности в общественно-политическом пространстве Кыргызстана задержание и предъявление обвинения по статье о государственной измене Мадумарову рассматривается исключительно как акт политического преследования со стороны президента Кыргызстана и лично главы ГКНБ Камчыбека Ташиева. Более того, утверждается, что истинной причиной преследования Мадумарова является не его оппозиционная деятельность — Мадумаров вел ее при пяти президентах Кыргызстана, и ни при одном из них ему не были предъявлены столь тяжелые обвинения, а с его позицией по «Кемпир-Абадскому делу».
Напомним, в начале июня текущего года в столице Кыргызстана — городе в Бишкеке прошла спецоперация ГКНБ, в результате которой были задержаны участники «возможного государственного переворота», были арестованы сразу 30 человек, и все они, по неподтвержденной информации, являлись сторонниками Мадумарова. При этом среди задержанных тогда лиц оказалось сразу шесть сотрудников ГКНБ, которые являлись информаторами оппозиционера и передавали Мадумарову и его сторонникам секретные сведения, касающиеся «Кемпир-Абадского дела» и задержанных в рамках него гражданских активистов, создавших соответствующий комитет по защите Кемпир-Абадского водохранилища. Эти сведения Мадумаров и его сторонники якобы намеревались придать огласке и сделать публичными, иными словами, намеревались провести независимое расследование, которое бы раскрыло истинные причины передачи Узбекистану объекта стратегической важности приблизительной стоимостью в 1 млрд. долларов. В перспективе такого рода расследование могло бы грозить запуском законной процедуры импичмента в отношении действующего главы кыргызтанского государства, чего Жапаров, запустивший процесс узурпации власти и уничтожения демократических институтов, очевидно, намерен не допустить.