Продолжаем рассказ о неизвестных для широких кругов исках против Казахстана.
Помимо громкого дела (https://t.me/Uzynqulaq/789) «Габриэль и Анатоль Стати (семья Стати) против Республики Казахстан», наличие большого количества иных арбитражей, в которые вовлечен Казахстан и в которых инвесторы/истцы постоянно несут серьезные судебные издержки, действительно можно охарактеризовать, как «арбитражную войну (https://esquire.kz/arbitrazhnaya-voyna-kazahstana/)». При этом ведет ее преимущественно одна юридическая компания — «Jones Day».
«Jones Day» — одна из самых известных юридических компаний мира и лидирующая компания в области инвестиционных споров — логично, что истцы прибегают к ее услугам, но одновременность течения процессов и аккумулирования доказательной базы и документации по всем процессам у одной юридической компании может указывать на вовлечение и некой иной силы. Говорят, что инициатором многочисленных арбитражных исков в отношении Казахстана является Ботагоз Джардемали — родная сестра Искандера Еримбетова, ранее арестованного в 2017 году по обвинению в легализации похищенных средств беглого коррупционера и кокаиниста (https://t.me/Uzynqulaq/106) Мухтара Аблязова. Действительно, все истцы, за которых взялась «Jones Day», так или иначе «родом» из Канады, как и муж Ботагоз Джардемали, имеющий канадский паспорт. Аблязов мог скупить долги инвесторов и таким образом непублично развязать «арбитражную войну».
Но и в защите интересов Казахстана в международном арбитраже просматривается определенная заинтересованность (https://t.me/Uzynqulaq/163) министра юстиции РК Марата Бекетаева, не носящая «государственный характер». Кроме того, что Минюст тщательно охраняет данные об арбитражных судах против Казахстана и своих расходах по защите интересов страны, как мы писали ранее (https://t.me/Uzynqulaq/160), эти расходы ведомства Бекетаева составляют порядка 60 млн. долларов США ежегодно. Бекетаеву выгодно, что арбитражные дела рассматриваются в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров Всемирного банка IСSID, в Вашингтоне, ведь IСSID публикует судебные решения по кейсам только с согласия обоих сторон (https://inbusiness.kz/ru/last/sude-arbitrazha-s-uchastiem-kazahstana-obyavili-otvod).
Иски, рассматриваемые в IСSID — это не защита интересов не Казахстана, а защита активов членов «Евразийской группы» (ERG) — Александра Машкевича, Патоха Шодиева и Алиджана Ибрагимова. Впрочем, возможно, что олигархи — это есть государство.
Так, иск «Alhambra Resources Ltd.» на сумму 100 млн. долларов США на сегодняшний день находится в рассмотрении. Золоторудное месторождение Узбой (вокруг которого и идет арбитраж) принадлежит АО «ГМК «Казахалтын». Контролирующий акционер, по данным на 1 октября 2019 года — Эдуард Огай, известный казахстанский бизнесмен, председатель совета директоров ТОО «Корпорация «Казахмыс» (75% акций), второй акционер – Financial Services b.v. (Королевство Нидерланды) — 25%. Бизнес отошел (ERG).
Иск «Big Sky Energy»: возникший в результате серии предполагаемых незаконных действий правительства Казахстана и его судов, включая внутренние судебные разбирательства, в результате которых «Big Sky Canada» якобы потеряла 100% долю в месторождении Кожан в пользу первоначальных казахстанских акционеров без компенсации за лишение собственности. Месторождение Кожан принадлежало (ERG) и было продано (https://forbes.kz//finances/finance/evraziytsyi_mogut_prodat_kitaytsam_neftyanuyu_kompaniyu_za_400_mln/) акционерами Машкевичем, Шодиевым и Ибрагимовым китайской нефтяной корпорации «Geo-Jade Pertoleum» за 350 млн. долларов США.
Лишь иск эстонской компании «AS Windoor» не связан напрямую с (ERG), но и сама сумма иска в разы меньше — 23 млн. евро. «AS Windoor» уже имеет принятое в 2015 году арбитражным судом Стокгольма решение, которое не выполнил Казахстан и пытается получить компенсацию, присужденную еще пять лет назад от компании ТОО «Дипломатсройсервис», управляющей недвижимостью МИД РК. Статус на сегодняшний день — в рассмотрении; новый иск, кстати, предполагает введение санкций против Казахстана за уклонение от исполнения решений Стокгольмского арбитражного суда.