Банки Казахстана могут стать огромной проблемой для страны. Причиной тому служат откровенно гадкий менеджмент, беспринципное воровство и разделение сфер влияния и потоков между кланами. По большому счету речь идет о глобальной катастрофе общенационального масштаба, платить за которую придется гражданам РК.
Весь банковский сектор Казахстана, не изменившейся с тех времен, когда в нем работал беглый коррупционер и кокаинист Мухтар Аблязов, создавший миф о том, что сектор является «зрелым и эффективным», испытывает сильнейшие трудности, и в скором времени, очевидно, будет просить государственной поддержки.
Впервые с серьезными проблемами банковский сектор Казахстана столкнулся после мирового финансового кризиса 2008 года, плюс свою роль сыграла коррупция:
-«БТА Банк» был разворован упомянутым выше Мухтаром Аблязовым и его сообщниками;
-АО «Альянс Банк», из которого Маргуланом Сейсембаевым было украдено 900 млн. долларов США (сделано это было вместе с подельником Жомартом Ертаевым, председателем правления АО «Альянс Банк», сейчас Ертаев привлечен к ответственности по делу о мошенничестве AO «BANK RBK» и АО «Qazaq banki»).
Тогда государство было вынуждено спасать банки и на их дополнительную капитализацию было выделено 487,5 млрд тенге ($4 млрд. долларов США). Цель спасения банковского сектора в 2008 году декларировалась как недопущение крушения системообразвующих банков, в которых были сотни тысяч вкладов физических лиц — простых граждан. Тем более, что тогда не было никакой системы страхования вкладов и страна запросто могла захлебнуться в социальных протестах.
Однако вслед за системобразующими к государственной кормушке в виде докапитализации были допущены и более мелкие банки, в которых доля вкладов физических лиц была незначительной либо вовсе отсутствовала. Так, государственную поддержку получил AO «BANK RBK» и АО «Qazaq banki» (карманные банки Дариги Назарбаевой и Нурлана Нигматулина) и АО «АТФБанк» Ахметжана Есимова и его зятя Галымжана Есенова (сейчас в банк закачаны миллиарды госсредств в виде депозитов фонда «Самрук-Казына», и он имеет дыру в ликвидности), а также АО «Цесна банк» семьи Джаксыбековых (после получения государственных денег переименован в АО «First Heartland Jýsan Bank»).
Объединяла эти более мелкие банки не только принадлежность их реальных владельцев к «шапраштинскому клану» и обслуживание их корпораций, но и наличие большого числа VIP-клиентов, которых специально заманивали высокими процентами по депозитам.
Государство оказалась в состоянии заложника: когда крупные банки надо докапитализировать из-за риска народного протеста, мелкие банки необходимо спасать по причине VIP-клиентов с очень крупными депозитами (ведь иначе владельцы просто обанкротили бы банки, тем самым рассорив бизнес-элиту с властью). Вкачанные Правительством РК, Нацбанком и фондом «Самрук-Казына» средства были фактически страховым платежом в пользу VIP-клиентов и корпораций владельцев банков.
Именно эта ситуация — череда «крушений» и «чудесных спасений государством» — привела к тому, что в дальнейшем в банковском секторе Казахстана отдельные мошенники, вроде Жомарта Ертаева, переходили на работу из одного банка в другой, при полной своей некомпетентности.