Проблемы банков в США, Швейцарии и ЕС вызывают массу вопросов. Ещё несколько лет назад многие экономисты уверяли: финансовый кризис на Западе не может быть проблемой, поскольку регулирование там находится на высоком уровне и осуществляется грамотно.
2020 год эти «истины» поставил под сомнение, а теперь наблюдается падение цен на нефть — это бьёт по тенге, рублю и многим другим «товарным валютам».
А чего ещё ждать?
Большинство аналитиков откровенно не понимают, откуда взялся кризис. Ещё труднее понять это обычным людям. Однако, они уже начали догадываться, что мы имеем дело с не с «обычным циклом» или просто банковским кризисом из-за каких-то инвестиционных ошибок менеджеров, тем более, что парад проблем не прекращается с 2008 года. Тем временем нефть упала ниже отметки в 75 долларов за баррель. Экономист Василий Колташов так характеризует положение:
«Разговоры о перевернутом смысле кризиса не случайность. Положение не таково, будто бы шёл здоровый устойчивый рост экономики, а потом накопились ошибки и начался банковский кризис в США.
В американской финансовой системе проблемы были накоплены ещё к 2008 году, а позднее они оказались перенакопленными из-за контрциклической политики, то есть колоссальных денежных вливаний в банковский сектор, на фондовый рынок и в домашние хозяйстве и фирмы в косвенной форме.
Это позволило обойтись без лавины банкротств в прежние годы. Долг правительства США устроился, превысив 31 трлн долларов, а фондовый рынок стал гигантским пузырем.
Главное же, что заливать все деньгами как ранее США не могут. Потому они и перешли к повышению ставки ФРС, центрального банка США.
Ставка ФРС недавно была поднята с 4,75% до 5%, несмотря на банкротство трех банков. Это многих потрясло.
Разве её не следовало в очередной раз опустить до 0%, чтобы залить проблемы деньгами?».
Узкое руководство США рассудило совершенно иначе: если вновь залить все беды деньгами, то через некоторое время проблемы вернуться, причём вернуться очень быстро как показали события 2020-2022 годов, и тогда денег потребуется ещё больше, может быть на порядок больше.
Это породит такую инфляцию, в сравнении с которой инфляция 2022 года покажется просто смешной.
В конечном итоге смешно будет выглядеть вся американская экономическая стратегия и американский фондовый рынок, они потеряют значение в то время, как экономическая ситуация будет всё равно ухудшаться.
Потому было принято решение продолжать повышать ставку ФРС, несмотря на то, что она провоцирует развитие банковского и не только банковского кризиса, который по большому счёту не является даже и кризисом, а является чем-то гораздо большим и гораздо менее понятным.
Многие экономисты привыкли рассуждать так: кризис есть временная неприятность, за которой неизбежно следует экономический рост.
Но ныне всё не совсем так: упрощенное понимание сути цикличности и кризисов привело Соединённые Штаты к столь сложной ситуации, когда они вынуждены позволить обрушиться частично свой собственный финансовой системе.
В 2020-2021 годах такого в планах еще не было.
Считалось возможным избежать такого сюжета.
Да и ныне надеются на ограниченный спад, но он может оказаться долговременным и граница этого времени не понятна, как и вся сумма последствий для других стран.
В чем секрет?
Низкая ключевая ставка ФРС на протяжении длительного времени должна была создавать ощущение посткризисной ситуации, когда период дорогих дефицитных заемных денег проходит, а оставшиеся на рынке игроки кредитуются в гораздо лучших условиях, чем ранее в период острой фазы кризиса.
Это было как бы перепрыгивание через фазы экономического цикла, пусть и понимаемого упрощённого.
В результате все болезни только усугубились, и повышение ставки ФРС означает, что американские регуляторы сами создают обстановку кризиса; то есть они возвращают положение дорогих денег – ситуация, характерная для периода острой фазы экономического спада.
Таким образом, денежные власти США как бы создают заново экономический кризис, его атмосферу разрушения и падения цен на нефть и другие товары.
Но мы знаем, что кризис в недрах американской финансовой системы и экономики существует независимо от этого, потому и возникает ситуация перевёрнутого, запутанного смысла происходящего.
В конечном итоге, мы можем увидеть не окончание проблем, после того, как американская банковская система будет очищена от наиболее проблемных банков и то же самое произойдёт в различных сферах экономики, а период продолжительных проблем — банкротство, убытков, урезания активности и снижения спроса.
Сюда включаются проблемы государственных финансов США».
В такой обстановке невозможно далее равняться на Соединённые Штаты как ядро мировой системы и локомотив мировой экономики, они производят в этой экономике деструкцию.
Но чётко ли видна альтернатива? Есть ли другой сценарий прямо сейчас?
Пока наблюдается лишь проседание товарных рынков, уже отразившееся на курсе тенге и уровне жизни граждан Казахстана.
Но, может быть, существует сценарий выхода Америки на траекторию нового роста с новым повышением товарных цен или США способны прекратить свою политику, что перезагрузит мировую торговлю?