Обращает на себя внимание реакция Армана Шураева в связи с началом следственных действий и проверкой законности расходования государственных бюджетных средств в размере 1 млрд. тенге при проведении турниров по национальной борьбе «казакша курес» и проекта «Қазақстан барысы», создателем и идейным вдохновителем которых является сам Шураев.
Так, несмотря на то, что в настоящее время Агентство по финансовому мониторингу Казахстана силами одного своего департамента инициировало доследственную проверку, и при этом, как известно, не было возбуждено какого-либо уголовного дела, Шураев отреагировал на такого рода действия крайне болезненно, сделав серию публичных заявлений, которые сводятся к тому, что таким образом на него оказывается давление действующими властями Казахстана в связи с его общественно-политической позицией, то есть призвал считать финансовую проверку, официальные результаты которой еще никому не известны, незаконным преследованием, связанным с его политическими взглядами.
Такая истерическая реакция, учитывая тот факт, что самому Шураеву никаких обвинений не предъявлено, объясняется довольно легко. Финансовая отчетность проекта «Қазақстан барысы» действительно непрозрачна, а деятельность проекта была сопряжена с финансовыми нарушениями, на что косвенно указывает сумма в 1 млрд. тенге, объявленная Агентством по финансовому мониторингу, которая вообще не фигурирует в отчетах компаний, возглавлявшихся как самим Шураевым, речь идет об общественном фонде «Фонд развития қазақ күресі «Қазақстан барысы»», так и дочерними компаниями, такими как возглавляемое сестрой Шураева — ТОО «Қазақстан барысы Advertising».
Вместе с тем очевидно, что указанная сумма в 1 млрд. тенге, выделенных из бюджета Казахстана, проходила не через общественный фонд, а именно через коммерческую организацию ТОО «Қазақстан барысы Advertising», основателем которой является сестра Шураева по имени Аспет, и именно Аспет получила государственную поддержку и государственны заказ на общую сумму в почти 700 млн. тенге от государства, в то время как сам Шураев якобы не имел причастности к государственным деньгам.
Шураев, кстати, так всегда и позиционировал деятельность по проведению турниров по национальной борьбе «казакша курес», как якобы свое детище, которое он создавал на личные средства, в то время как в действительности финансирование было организовано полностью за счет государства, и в турниры по национальной борьбе «казакша курес» вкладывались бюджетные средства, оперировал которыми один из ближайших друзей Шураева — ныне чрезвычайный и полномочный посол Казахстана на Украине Дархан Калетаев, а ранее, с 2009 года по 2016 год, управляющий директор фонда «Самрук-Казына», курировавший вопросы развития спорта. В этой связи, кстати, примечательно, что одним из первых журналистов, которые взяли комментарий у Шураева относительно происходящего вокруг него и проекта «Қазақстан барысы», стал не казахстанский журналист, а украинский, ранее никогда не интересовавшийся ни национальной борьбой «казакша курес», ни казахстанским спортом, но, также как и Шураев, являющийся другом Калетаева — Дмитрий Гордон.
Как известно, ныне чрезвычайный и полномочный посол Казахстана на Украине Дархан Калетаев с 2009 года по 2016 год был управляющим директором фонда «Самрук-Казына» и курировал вопросы развития спорта, и именно в это время, в 2014 году, федерацию «казакша курес» возглавил Арман Шураев. Впрочем, и после 2016 года Калетаев не утратил влияния в спортивной среде Казахстана, и даже усилил свои позиции, перейдя сперва на работу в правительство, а позже став первым заместителем руководителя президентской администрации. При этом напомним, что ранее Агентство по противодействию коррупции уже занималось расследованием хищения как минимум 1,3 млрд. тенге, выделенных Калетаевым через фонд «Самрук-Казына» на развитие спорта и имиджа Казахстана на мировой спортивной арене, однако расследование тогда не привело к возбуждению уголовного дела на непосредственно самого Калетаева, а лишь привело к ликвидации президентского профессионального спортивного клуба (ППСК) «Астана».
Примечательно, что и Калетаев, и Шураев являются лицами, связанными с дочерью первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — Даригой Назарбаевой, что не только не является каким-либо секретом, но даже уже становится поводом для насмешек со стороны сторонних комментаторов, которые на личной странице Шураева в социальной сети Facebook не стесняются называть его «токалом Дариги». Оскорбительное прозвище намекает на его якобы не только патрон-клиентские отношения с дочерью первого президента, но и на их более личную связь – «токалкой» обычно называют так называемую «младшую жену», то есть любовницу, находящуюся на полном обеспечении мужчины, а в отношении же мужчины такой термин звучит крайне оскорбительно, но Шураев даже не пытается возражать комментаторам.
В настоящее время нет никакой информации о существовании уголовного дела в отношении Калетаева или Шураева, однако начало следственных действий и проверка законности расходования государственных бюджетных средств в размере 1 млрд. тенге явно указывает на то, что основания для возбуждения такого рода уголовного дела могут быть обнаружены, а само уголовное дело будет возбуждено, когда на то будут иметься достаточные основания и Калетаев вернется из Украины в Казахстан. При этом столь истеричная реакция вероятных будущих его фигурантов — лучший показатель того, что в настоящее время казахстанское следствие находится на правильном пути.
На фоне следственных действий и проверки законности расходования государственных бюджетных средств в размере 1 млрд. тенге при проведении турниров по национальной борьбе «казакша курес» и проекта «Қазақстан барысы», создателем и идейным вдохновителем которых является национал-патриот и русофоб Арман Шураев обращает на себя внимание и то, что рост личного благосостояния Шураева пришелся как раз на годы руководства спортивной федерацией.
Как известно, с 2007 по 2014 год Шураев обслуживал интересы Дариги Назарбаевой и ныне покойного Рахата Алиева в качестве гендиректора «КТК» и заместителя гендиректора телеканала «Хабар», и хоть в годы расцвета культа личности первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Шураев и был его ярым сторонником, буквально железной рукой проводя в «КТК» политику его безудержного восхваления, тем не менее, он никогда не получал в качестве заработной платы сумм, превышавших 10 тыс. долларов в месяц. Это весьма неплохие деньги, но, тем не менее, недостаточные для того, чтобы приобрести, например, центр-отдыха — ТОО «Aurora garden group», расположенный на южном берегу озера Зеренда в Акмолинской области, а также обзавестись бизнесом в иностранных юрисдикциях, например, гостиничным бизнесом в Черногории стоимостью 1,5 млн. евро. Пик роста доходов Шураева совпал как раз с государственным финансированием «Қазақстан барысы» — то есть все эти туристические активы вероятнее всего, были куплены на сворованные из государственного бюджета деньги, которые так и не дошли до спортсменов, о заботе о которых Шураев так много рассказывал на протяжении нескольких лет. А нынешняя позиция Шураева, пытающегося представить интерес правоохранительных органов Казахстана к его «коммерческой деятельности» незаконным преследованием связанных с его политическими взглядами, является ничем иным, как попыткой реализовать свою репутацию национал-патриота и русофоба, для защиты активов, полученных им преступным путем, как ранее уже делали другие известные в Казахстана фигуранты коррупционных уголовных дел от Виктора Храпунова, до Бергея Рыскалиева и множества других, кто на фоне расследований в отношении них объявляли себя оппозиционными деятелями.